Рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования социальной рекламы


РЕКОМЕНДАЦИИ
"круглого стола" на тему:
"О совершенствовании законодательного регулирования социальной рекламы"
Здание Государственной Думы. Зал 830. 19 декабря 2006 года

Заслушав доклады и выступления депутатов Государственной Думы, представителей министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, рекламных агентств, средств массовой информации, медицинских организаций, общественных организаций, участники "круглого стола" отмечают следующее.
Анализ законодательства показывает, что правовой институт социальной рекламы носит комплексный межотраслевой характер и образуется на стыке правовых норм, регулирующих право на информацию, свободу слова и печати, защиту прав несовершеннолетних, гражданско-правовой договор, административную и уголовную ответственность за ненадлежащую рекламу.
Правовую базу социальной рекламы составляет Федеральный закон "О рекламе" (в редакции Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ).
Статья 3 определяет социальную рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. В статье 10 установлен порядок ее размещения в средствах массовой информации.
За 10 лет существования современной социальной рекламы в России она не стала явлением, серьезно влияющим на общество. Законодательство о рекламе ориентировано преимущественно на использование рекламы в коммерческих целях и слабо отражает потребности института социальной рекламы в правовом регулировании.
Определенный шаг в устранении дисбаланса в регулировании публичных и частных интересов сделан в новой редакции Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ. Согласно статье 10 рекламодателями социальной рекламы признаются не только физические и юридические лица, но и органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

Вместе с тем, социальная реклама по своей сути не соответствует понятиям «реклама» и «объект рекламирования», а также не имеет отношения к целям указанного федерального закона.
Статья 4 Федерального закона "О рекламе" не предусматривает права субъекта Российской Федерации принимать законодательство по вопросам производства, размещения и распространения рекламы, в том числе и социальной.

Тем не менее, в отдельных регионах имеется практика и опыт нормативного регулирования вопросов, связанных с развитием социальной рекламы. Это Вологодская, Липецкая, Самарская, Нижегородская, Калужская области, Красноярский край, города Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Новокуйбышевск, Нижний Тагил и другие.
Например, в г. Санкт-Петербург принят Закон от 10 октября 2001 года № 701-88 (с изменениями от 8 февраля 2006 года № 20-6) "О грантах Санкт-Петербурга на производство и размещение социальной рекламы".
Постановлением Правительства Самарской области от 30.06.2006 № 86 «Об утверждении мероприятий по патриотическому воспитанию граждан Самарской области» на 2007 год предусмотрено 970,0 тыс.рублей на изготовление и размещение социальной рекламы на баннерах на территории Самарской области.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 8 февраля 2006 года № 100 утвержден План мероприятий по развитию социальной рекламы на территории муниципального образования город Нижний Тагил на 2006 год.
В Законе Краснодарского края от 2 июля 2004 года № 733-КЗ "О дополнительных мерах по защите здоровья и обеспечению физической, психической и нравственной безопасности детей в Краснодарском крае" (в редакции Закона Краснодарского края от 06.12.2005 № 959-ФЗ) статья 12 устанавливает, что органы государственной власти Краснодарского края ежегодно в проекте закона о краевом бюджете на очередной финансовый год предусматривают бюджетные средства на производство, размещение и распространение социальной рекламы, направленной на защиту здоровья и обеспечение физической, психической и нравственной безопасности детей в Краснодарском крае.

Участники "круглого стола" рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о целесообразности правового регулирования социальной рекламы отдельным федеральным законом, который определит цели и основные функции социальной рекламы, ее понятие, правовой статус и юридические признаки, правила, процесс и гарантии ее производства и размещения;
провести законодательное разграничение социальной рекламы по механизму ее оплаты: государственная бюджетная, муниципальная бюджетная, благотворительная (частная);
внести изменения в бюджетное законодательство, предусматривающие возможность выделения из бюджетов всех уровней целевых средств для размещения на конкурсной основе государственного (муниципального) заказа на производство социальной рекламы;
определить лиц, правомочных выступать в качестве государственных заказчиков, рекламопроизводителей и рекламораспространителей социальной рекламы, и особенности регулирования возникающих между этими лицами правоотношений;
законодательно установить обязанность государственных средств массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, заключать договор о безвозмездном распространении социальной рекламы, рекламодателями которой являются данные органы: в печатной рекламе в пределах 5% общей рекламной площади печатного издания, на телевидении и радио - в объеме 30 секунд в час; не учитывать социальную рекламу, рекламодателями которой являются органы государственной власти и органы местного самоуправления при определении объема рекламы, распространяемой этими средствами массовой информации в течение суток;
максимально использовать имеющиеся в распоряжении государства теле- и радиоканалы для размещения социальной рекламы в рамках передач со сходной социальной тематикой для обеспечения ее направленности на определенную целевую социальную группу, повышения ее восприимчивости и достижение целей социальной рекламы;
создать государственный координирующий орган или наделить действующий орган государственной власти функциями по определению общей стратегии социальной рекламы, основных тематических групп и приоритетных направлений каждой тематической группы социальной рекламы;
внести в Налоговый кодекс Российской Федерации норму об отнесении расходов рекламодателей (юридических и физических лиц) на производство, размещение и распространение социальной рекламы на себестоимость их продукции в фиксированном размере от годового объема реализованной рекламодателями продукции или предоставленных услуг;

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
в определении "социальной рекламы" конкретизировать понятия "иных общественно полезных целей" и "интересов государства";
дополнить положения Федерального закона "О рекламе" запретом на совмещение в одной социальной рекламе ее спонсоров и государственных структур;
дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях мерами административной ответственности рекламораспространителей за необоснованный отказ от размещения рекламы, рекламодателями которой являются органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Рекомендации утверждены на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 8 февраля 2007 года (протокол № 75).

Председатель Комитета Т.В.Яковлева