Проект предложения АКАР по совершенствованию механизма распространения социальной рекламы.


24.10.2009 ПРОЕКТ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по совершенствованию механизма распространения социальной рекламы, проведения общественно значимых городских рекламно-информационных кампаний и информационной поддержки общественно значимых городских мероприятий

 

1. Предпосылки для внесения изменений

1.1. Неудовлетворительная практика предоставления особых условий размещения рекламы в Москве

1.1.1. Субъективный подход при отнесении рекламы к категории социальной. В отсутствие установленных федеральным законодательством инструментальных критериев отнесения той или иной рекламы к категории социальной, решения о предоставлении льгот принимаются уполномоченными органами Правительства Москвы субъективно. Субъективный подход ставит рекламодателей в неравное положение, порождает многочисленные коллизии и конфликты и является потенциальной средой для злоупотреблений.

1.1.2. Негативное влияние льготного размещения рекламы на состояние рекламного рынка. Существующая практика предоставления уполномоченными органами Правительства Москвы рекламодателям льгот и преференций в виде бесплатного размещения социальной рекламы сопровождается освобождением операторов от уплаты арендной платы городу за занятые социальной рекламой носители. Освобождение от арендной платы, составляющей около 30% цены на размещение, фактически означает выкуп Правительством Москвы рекламоносителей, причем наименее привлекательных. Это не только позволяет операторам использовать социальную рекламу для снижения затрат, но и обеспечивает гарантированную загрузку значительной части (в среднем до 25%) рекламоносителей. Это, в свою очередь, существенно ослабляет для операторов стимулы по снижению цен на размещение, что в условиях вызванного экономическим спадом сокращения спроса могло бы привести к оживлению рынка. Это также противоречит интересам коммерческих рекламодателей и искажает объективную картину рынка.

1.1.3. Несоответствие практики льготного размещения положениям Бюджетного Кодекса РФ. Доходы от размещения рекламы на имуществе г. Москвы являются статьей бюджетной росписи субъекта Федерации, и на основании статей 215-217 Бюджетного Кодекса Российской Федерации должны исполняться с единого счета и на единый счет распорядителя бюджета. Существующая практика размещения социальной рекламы в обмен на льготы по аренде не соответствует этим положениям. Кроме того, поскольку такая практика фактически представляет собой взаимозачет, она противоречит статье 235 Бюджетного Кодекса РФ, которая устанавливает, что проведение зачета денежных средств в случае встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет.

Названные выше недостатки существующей практики предоставления льгот на размещение социальной рекламы во многом определили описанную далее законодательную инициативу по внесению в действующий ФЗ РФ «О Рекламе» поправок в отношении социальной рекламы.

1.2. Готовящиеся изменения в федеральном законодательстве о рекламе

В настоящее время в ГД РФ рассматривается проект ФЗ «О внесении изменений в ст. 10, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе». Законопроект (№95177-5) направлен на совершенствование законодательства о социальной рекламе, и, в частности, предусматривает:

1.2.1. Делегирование полномочий по отнесению рекламы к категории социальной антимонопольным органам. Ст.1. п. 1-«з». законопроекта: «До обращения к рекламораспространителю [...] рекламодатель социальной рекламы обязан получить заключение антимонопольного органа о соответствии рекламного материала, приведенного в готовую для распространения в виде социальной рекламы, форму, требованиям настоящего Федерального закона к социальной рекламе». Ст. 1. п.2 законопроекта дополняет полномочия антимонопольного органа, которыми он обладает на основании ст. 33 действующего закона, следующей обязанностью: «выдавать рекламодателям социальной рекламы заключения о соответствии рекламного материала, приведенного в готовую для распространения в виде социальной рекламы, форму, требованиям настоящего Федерального закона к социальной рекламе. Порядок выдачи таких заключений определяется Правительством Российской Федерации». Такое делегирование означает упразднение функций уполномоченных органов Правительства Москвы по отнесению рекламы к категории социальной. Законопроект также не делает никаких исключений из этого правила, что означает необходимость получать соответствующие заключения антимонопольных органов и в тех случаях, когда рекламодателями выступают органы исполнительной власти города Москвы, префектуры административных округов и другие городские структуры.

1.2.2. Ужесточение запрещения использования средств индивидуализации коммерческих рекламодателей. Ст .1. п. 1-«ж» законопроекта: «в части 4 [статьи 10 действующего закона] слова «и о спонсорах» заменить словами «о политических партиях, иных общественных объединениях, в наименованиях которых не используются наименования иных юридических лиц либо производные от таких наименований слова, а также о религиозных организациях». В сопроводительной записке к законопроекту его авторы, в частности указывают: «Такие изменения сократят возможности для обхода норм законодательства для недобросовестных рекламодателей, как это имеет место сегодня, когда рекламодатели вопреки общему запрету на указание на физические и юридические лица в социальной рекламе, обозначают себя в качестве спонсоров социальной рекламы и легально размещают информацию о себе в социальной рекламе. Тем самым социальная реклама по факту становится обычной коммерческой рекламой. Такое положение дел недопустимо». Одновременно предлагаемая поправка также специально разрешает социальную рекламу от имени политических партий и общественных и религиозных объединений.

1.2.3. Введение принципа оплаты размещения социальной рекламы. Это принципиально новое положение. Ст. 1. п.1-«к» законопроекта: «исполнение договора на распространение социальной рекламы оплачивается по цене, которая не может быть выше, чем: [...]» Далее законопроект вводит понятия «цены» и «себестоимости» «распространения рекламы на основании договора, заключенного рекламораспространителем на аналогичных условиях о времени и месте распространения иной рекламы». Размеры оплаты размещения социальной рекламы законопроект дифференцирует для специализированных рекламных средств (наружная реклама, транспортная реклама, рекламные издания и тому подобные) и для обычных СМИ. Первые не имеют права установить цену размещения социальной рекламы выше 110% себестоимости (то есть ограничены максимальной рентабельностью 10%), вторые - выше 50% цены (то есть обязаны давать скидку от тарифа не менее 50%) «обычной» рекламы аналогичного типа размещения. Узаконение принципа оплаты социальной рекламы означает необходимость Правительства Москвы как рекламодателя социальной рекламы оплачивать ее на указанных условиях и соответствующее повышение нагрузки на бюджет Москвы.

1.2.4. Ужесточение требований к планированию и управлению рекламой, размещаемой за счет бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов. Ст. 1. п. 1-«д» законопроекта: «При размещении государственного или муниципального заказа на производство социальной рекламы за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местных бюджетов разработка и утверждение конкурсной документации осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов». Ст. 1., пп.1-«а», 1-«б» и 1-«в» устанавливают (соответственно, для федерального, субъектного или муниципального заказов) общее правило о необходимости ежегодно утверждать высшим исполнительным органом (соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ и местной администрацией) «перечень тем и предполагаемых способов распространения социальной рекламы, производство и распространение которой планируется осуществлять в будущем календарном году» за счет средств соответствующего бюджета.

1.3. Неэффективное использование возможностей рекламы для способствования решению актуальных задач развития города

1.3.1. Ограниченное использование рекламы, размещаемой за счет средств бюджета Москвы. Анализ данных по тематике рекламных кампаний, организуемых органами исполнительной власти города Москвы, в том числе префектурами административных округов, показывает, что свыше 80% объема размещения в 2007-2008 годах было связано с праздничным оформлением города. Реклама, размещаемая в рамках такой тематики, носит преимущественно декоративный характер. В то же время, существует целый ряд практических задач городского развития, на решение которых реклама, размещаемая на средства городского и окружных бюджетов, могла бы оказать существенное влияние. Тем не менее, такие задачи перед рекламой практически не ставятся.

1.3.2. Низкая эффективность и недостаточный творческий уровень рекламы, размещаемой за счет средств бюджета Москвы. При утверждении образцов наружной рекламы не проводится процедур научной оценки их потенциальной эффективности, несмотря на то, что соответствующие методики широко известны. В технических заданиях на творческие разработки качественные параметры эффективности рекламных образцов не указываются, требования по предварительному тестированию образцов и предоставлению результатов тестирования не установлены. Размещение рекламы за счет городского бюджета чаще всего производится по остаточному принципу, что не позволяет достичь адекватных показателей охвата населения и необходимой частотности. В планах города и округов на размещение такой рекламы количественные параметры эффективности не устанавливаются.

2. Цели и задачи необходимых изменений

2.1. Обеспечить прозрачность принятия решений о предоставлении поддержки рекламодателям.
2.2. Устранить негативное влияние на рынок, вызванное искусственным сдерживанием снижения цен в длительный период сокращения спроса.
2.3. Разделить понятия «социальной рекламы» (оставив отнесение рекламы к категории социальной в компетенции антимонопольных органов), и «общественно-значимой рекламы», то есть такой, в распространении которой Правительство Москвы специально заинтересовано и намерено ему способствовать путем распоряжений и рекомендаций о предоставлении особых условий размещения.
2.4. Ввести инструментальные критерии, по которым уполномоченный орган Правительства Москвы будет способен принимать решения об отнесении рекламы к категории «общественно-значимой» с выдачей распоряжений и рекомендаций рекламораспространителям по особым условиям ее размещения, выработать соответствующую процедуру рассмотрения заявок.
2.5. Выработать механизмы частичной оплаты размещения общественно-значимой городской рекламы, соответствующие Бюджетному кодексу РФ и механизмам, установленным в рассмотренном выше законопроекте.
2.6. Определить процедуры утверждения годовых планов, проведения конкурсов, формирования запросов на получение заключений о соответствии рекламы, размещаемой за счет средств бюджета города Москвы и управ округов требованиям готовящегося законодательства о социальной рекламе.
2.7. Расширить спектр применимости рекламы для способствования решения практических задач развития города.
2.8. Повысить эффективность и творческий уровень рекламы, размещаемой на средства бюджета города Москвы и округов.

3. Разделение понятий «социальной рекламы» и «общественно-значимой городской рекламы»

3.1. Основой для принятия решений по реализации указанных в разделе 2 изменений является введение понятия «общественно-значимой городской рекламы» и принципиальное отделение этого понятия от понятия «социальной рекламы».

3.2. Социальная реклама, согласно п. 11 ст.3 действующего ФЗ №38 «О рекламе», это - «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства». Это определение не является в достаточной мере инструментальным, и для практического применения нуждается в расшифровке. Расшифровка определения в настоящее время осуществляется двумя способами:

3.2.1. На основании Ст. 2. ФЗ №135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», которая устанавливает цели благотворительной деятельности, определяя, что «благотворительная деятельность осуществляется в целях:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействия защите материнства, детства и отцовства;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- охраны окружающей среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения».
Такой способ расшифровки понятия «социальной рекламы» не учитывает установленную п.11 ст. 3 ФЗ №38 «О рекламе» способность социальной рекламы быть направленной не только на достижение целей благотворительности, но и «иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства».

3.2.2. Вторым способом расшифровки является применение критериев «от противного», исключающих рекламу из категории социальной. Так, согласно п.4. ст. 10 ФЗ №38 «О рекламе» к социальной рекламе не может быть отнесена реклама, в которой содержится «упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах». Упомянутый выше проект поправок в действующий ФЗ «О рекламе» предлагает убрать исключение для спонсоров, но ввести исключение для политических партий и общественных и религиозных объединений. Однако этот законопроект не вводит никаких новых инструментальных критериев определения социальной рекламы, целиком передавая эту функцию в компетенцию ФАС (как уже указано выше в п. 1.2.1).

3.3. Общественно-значимая городская реклама, по предлагаемому определению, это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная жителям Москвы и/или временно пребывающим в Москве лицам, и направленная на достижение общественно полезных целей, а также обеспечение интересов города.

3.4. При внешнем сходстве определений предлагается использовать для расшифровки понятия «общественно-значимая городская реклама» инструментальные критерии иного типа, основанные на классификации рекламодателей с применением в отдельных случаях специфических ограничений. Эти критерии приводятся ниже в разделе 4.

3.5. Существенным является то, что рекламодателям общественно-значимой городской рекламы Правительство Москвы через уполномоченный орган может предоставить поддержку в виде особых условий размещения. Основания для этого приводятся ниже в подразделе 5.1.

4. Категориальные критерии общественно-значимой городской рекламы

К категории «общественно-значимой городской рекламы» могут быть отнесены следующие виды рекламы, независимо от того, выдано ли в отношении их образцов заключение антимонопольного органа об отнесении к категории социальной рекламы, либо нет, а также независимо от указания в рекламе средств индивидуализации рекламодателя и/или спонсора(ов):

4.1. Реклама, признанная социальной на основании наличия соответствующего заключения антимонопольного органа.

4.2. Реклама, размещаемая за счет средств федерального бюджета:

- реклама, рекламодателем которой являются федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

- реклама, рекламодателем которой являются федеральные государственные структуры, если таковая не содержит коммерческого предложения.

4.3. Реклама, размещаемая за счет средств бюджета Москвы и бюджетов округов Москвы:

- реклама, рекламодателем которой являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти Москвы и административных округов города Москвы (в последнем случае может быть признана общественно-значимой только в пределах размещения на территории округа);

- реклама, рекламодателем которой являются городские структуры, если таковая не содержит коммерческого предложения.

4.4. Реклама, размещаемая за счет средств сторонних рекламодателей, в том числе коммерческих организаций:

- реклама, рекламодателем которой являются организации, имеющие действующие контракты с органами исполнительной власти города, в том числе префектурами административных округов, при условии, что реклама направлена на наилучшее исполнение условий действующего контракта в интересах города Москвы или административного округа (в последнем случае может быть признана общественно-значимой только в пределах размещения на территории округа);

- реклама, рекламодателем которой являются организации, осуществляющие реализацию проектов, участие в которых в той или иной форме принимает либо реализацию которых официально поддерживает Правительство Москвы или префектура административного округа (в последнем случае может быть признана общественно-значимой только в пределах размещения на территории округа); условием признания такой рекламы общественно-значимой является наличие решения Правительства Москвы (префектуры административного округа) об участии и/или поддержке проекта, и соответствие рекламы непосредственным целям реализации данного проекта;

- реклама, рекламодателями которой являются организации, представляющие отрасли, развитие и экономическая поддержка которых в городе Москве признана приоритетной (в том числе здравоохранение, образование, культура, искусство и другое ), при условии, что данная реклама не направлена на приобретение рекламодателем преимуществ перед иными организациями той же отрасли;

- реклама, рекламодателями которой являются некоммерческие организации в сферах благотворительности, образования и воспитания, социальной поддержки населения, при условии, что данная реклама направлена на оказание практической помощи конкретным реципиентам (сбор средств, вещей, наполнение штатом волонтерских программ, программ pro bono public и другое.);

- реклама, рекламодателем которой являются зарегистрированные в городе Москве либо в одном из административных округов города Москвы, политические партии, общественные движения и религиозные организации, при условии, что она размещается не в официально объявленный период предвыборной агитации, либо в период предвыборной агитации, но не участником выборов и не в интересах какого-либо участника выборов, либо не на территории избирательного округа, в котором объявлен период предвыборной агитации.

5. Поддержка общественно-значимой городской рекламы Правительством Москвы

5.1. Право поддержки общественно-значимой рекламы Правительством Москвы путем предоставления особых условий ее размещения вытекает из Гражданского Кодекса РФ в силу того, что Правительство Москвы является самостоятельным хозяйствующим субъектом, и из ряда федеральных нормативных актов, определяющих компетенции высших органов исполнительной власти субъектов Федерации. В частности, Правительство Москвы обладает:
- правами владения, распоряжения и пользования имуществом города Москвы;
- правами по договорам Правительства Москвы и/или его уполномоченных органов с рекламораспространителями;
- правами по учредительным договорам Правительства Москвы в отношении ряда средств массовой информации;
- правами регулировать распространение наружной и других видов рекламы в городе Москве в рамках действующих федеральных нормативных актов.

5.2. Правительство Москвы имеет право поддержать рекламу как общественно-значимую на основании ее соответствия приведенным выше критериям. При этом вопрос о признании рекламы общественно-значимой и дальнейшей поддержке решается в индивидуальном порядке путем рассмотрения соответствующей заявки, поданной рекламодателем в уполномоченный орган Правительства Москвы (смотреть раздел 6).

5.3. Рекламу, по которой антимонопольными органами выдано заключение о соответствии категории социальной, Правительство Москвы признает общественно-значимой городской рекламой при условии, что рекламодатель обратился в уполномоченный орган Правительства Москвы с соответствующей заявкой. Однако в отношении поддержки, основанной на изложенном в п. 5.1.1., признанная социальной реклама перед иной рекламой, относимой к категории общественно-значимой городской рекламы, преимуществами не пользуется.

5.4. Правительство Москвы имеет право оказать поддержку общественно-значимой рекламе в форме поручения Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы об особых условиях размещении такой рекламы на имуществе города Москвы, с указанием рекомендуемых условий, в пределах определенных законодательством Российской Федерации нормативов.

5.5. Поручение выдается Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы на основании решения Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по общественно-значимой городской рекламе. Без решения комиссии поручение не выдается.

5.6. Решения и поручения относительно особых условий размещения общественно-значимой городской рекламы выдаются в адрес рекламораспространителей, с которыми Правительство Москвы (в лице уполномоченного органа) имеет долгосрочные договоры, предусматривающие обязанность последних исполнять соответствующие поручения Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы.

6. Уполномоченные органы

6.1. Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по общественно-значимой городской рекламе

6.1.1. Признание рекламы общественно-значимой городской рекламой производится специально уполномоченным органом (Комиссией) при Правительстве Москвы, куда входят:
- представители Правительства Москвы;
- представители Московского территориального управления ФАС;
- представители организаций отраслевого саморегулирования рекламной отрасли;
- представители уполномоченных экспертных организаций (см. п. 6.3.);
- представители организаций, распоряжающихся имуществом г. Москвы, используемым в качестве рекламоносителей;
- юридические консультанты.

6.1.2. Комиссия является постоянно действующей, собирается раз в две недели для рассмотрения заявок. С целью обеспечения выполнения членами Комиссии своих обязательств работа членов Комиссии может оплачиваться (по их требованию) на основании временного трудового договора с Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы.
6.1.3. Функции Комиссии при рассмотрении заявок:
- проверка полноты заявки и процедурного соответствия;
- проверка заявки на предмет соответствия критериям признания рекламы общественно-значимой городской рекламой;
- проверка справедливости оценки эффективности образцов (для образцов рекламы, размещаемой за счет бюджетов Москвы или округов);
- выработка решения по удовлетворению, частичному удовлетворению или отказу заявителю;
- выработка особых условий размещения.

6.1.4. Комиссия при принятии решения учитывает:
- очередность рассмотрения заявок рекламодателей;
- наличие у Правительства Москвы долгосрочных договоров с рекламораспространителями, предусматривающих обязанность последних исполнять соответствующие поручения Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы;
- наличие у рекламораспространителей возможностей по размещению;
- необходимость рекламодателя оплачивать рекламораспространителю работы по техническому обеспечению размещения (монтаж, обслуживание, демонтаж и так далее) в полном объеме.

6.1.5. Комиссия полномочна рассматривать любые заявки, независимо от того, кто выступает рекламодателем. Без решения Комиссии поручения Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы не выпускаются.

6.2. Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы

6.2.1. Возложить на Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы следующие функции:
- прием и регистрация заявок на размещение рекламы на правах общественно значимой городской рекламы;
- информирование заявителей о решениях Комиссии;
- работа с заявителями по отложенным заявкам, устанавливая их актуальность на следующий период рассмотрения;
- подготовка на каждое заседание Комиссии справки о суммарном объеме запрошенной поддержки на рассматриваемый период и справки о доступных на рассматриваемый период ресурсах размещения;
- подготовка и заключение с рекламораспространителями долгосрочных договоров, предусматривающих выполнение ими поручений Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы по предоставлению особых условий размещения общественно-значимой городской рекламы.
- обеспечение взаимодействия с рекламораспространителями в отношении выполнения ими условий долгосрочных договоров и поручений Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы по предоставлению особых условий размещения общественно-значимой городской рекламы.

6.3. Уполномоченные экспертные организации

6.3.1. Правительство Москвы уполномочивает соответствующие экспертные организации на проведение предварительной оценки эффективности (тестирование) образцов общественно-значимой рекламы.

6.3.2. Тестирование проводится по единой методике, предоставляемой Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, и является обязательным для рекламы, размещаемой за счет бюджета Москвы или административных округов.

6.3.3. Правильность и единообразие применения уполномоченными экспертными организациями единой методики оценивает Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы. Экспертные организации, удовлетворяющие этому условию, получают постоянную аккредитацию. Представители этих организаций входят в вышеназванную Межведомственную Комиссию.

6.3.4. Тестирование осуществляется за счет средств организаций-разработчиков рекламных образцов (рекламных агентств и другое) либо в исключительных случаях за счет бюджета Москвы или административных округов. Исключением являются случаи, когда тестируемые образцы по предварительной оценке Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы претендуют на высокую эффективность, а права на их использование принадлежат частному лицу.

7. Процедура рассмотрения заявок на поддержку общественно-значимой городской рекламы Правительством Москвы

7.1. Заявка предоставляется в Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы в виде сопроводительной записки, содержащей:
- обоснование необходимости размещения данной рекламы на особых условиях
- предполагаемые объемы размещения (по медиа-плану или адресной программе);
- дизайн-макеты;
- заключение антимонопольного органа о соответствии дизайн-макетов требованиям категории социальной рекламы, если такое заключение имеется.

7.2. Заявители из числа относимых к категориям, перечисленным в п. 2.3., обязаны сопровождать заявку заключением уполномоченной экспертной организации по результатам тестирования представленных образцов.

7.3. При наличии заключения антимонопольного органа и при условии полноты заявки Комиссия автоматически признает рекламу общественно-значимой и переходит к рассмотрению вопроса об особых условиях размещения данной рекламы в пределах пятипроцентной квоты на размещение социальной рекламы, установленной п.2. ст. 10 ФЗ№38 «О рекламе». В случае наличия свободных мест на запрошенный период заявка удовлетворяется в приоритетном порядке (с учетом очереди иных заявок, подкрепленных заключениями антимонопольного органа). За пределами пятипроцентной квоты на размещение социальной рекламы, установленной п.2. ст. 10 ФЗ№38 «О рекламе» реклама, сопровождаемая названным заключением антимонопольного органа, преимущественными правами перед иными категориями общественно-значимой городской рекламы не обладает.

7.4. При отсутствии заключения антимонопольного органа заявка обсуждается в соответствии с функциями Комиссии и критериями признания рекламы общественно-значимой.

7.5. Заявки обсуждаются и доступные для распределения ресурсы распределяются в следующем порядке: сначала заявки, подкрепленные соответствующими заключениями антимонопольного органа в порядке очереди их регистрации в Комитете рекламы, информации и оформления города Москвы, затем заявки, не подкрепленные соответствующими заключениями антимонопольного органа в порядке очереди их регистрации в Комитете рекламы, информации и оформления города Москвы. При исчерпании ресурсных возможностей на рассматриваемый период заявки, признанные общественно-значимыми, откладываются, после чего их рассмотрение возобновляется только в том случае, если заявитель подтвердил их актуальность на следующий период.

7.6. При неполной или неясной заявке Комиссия имеет право либо отказать заявителю, либо отложить решение, затребовав у заявителя дополнительную информацию. В первом случае заявитель должен подать повторную заявку. Во втором случае за ним сохраняется место в очереди.

7.7. От специфики рекламодателя положение его заявки в очереди на рассмотрение не зависит.

7.8. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов и фиксируются в протоколе.

8. Дополнительно необходимые документы

8.1. Реестр отраслей приоритетного развития в городе Москве для целей определения приоритетов по признанию рекламы общественно-значимой.

8.2. Методика тестирования образцов рекламы, размещаемых за счет бюджета Москвы и округов.

8.3. Положение о сертификации и аккредитации экспертных организаций.

8.4. Проект типового долгосрочного договора Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы с рекламораспространителем, предусматривающего выполнение последним поручений Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы по предоставлению особых условий размещения общественно-значимой городской рекламы.

8.5. Годовой тематический план социальной рекламы за счет бюджета Москвы и округов.

8.6. Проект распорядительного документа Правительства Москвы об утверждении годового тематического плана социальной рекламы за счет бюджета Москвы и округов.

8.7. Конкурсная документация на реализацию подрядчиками плана социальной рекламы за счет бюджета Москвы и округов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30 ноября 1994 №51-ФЗ)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31.июля 1998 №145-ФЗ)
3. Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 № 38-ФЗ О рекламе
4. Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 11 августа 1995 №135-ФЗ О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ)
5. Законопроект №95177-5 (в третьем чтении) Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 10, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе»
6. Пояснительная записка к Законопроекту № 95177-5
7. Постановление от 30 января 2007 №51-ПП О концепции развития информационно-рекламного пространства Москвы (в ред. постановления Правительства Москвы
8. от 12.02.2008 N 109-ПП)
9. Распоряжение от 4 декабря 2006 №2499-РП О распространении социальной рекламы и социально значимой городской рекламы в городе Москве (в действующей редакции)
10. Распоряжение от 5 декабря 2008 №2881-РП О создании межведомственной комиссии Правительства Москвы по вопросам распространения рекламы и соответствующее
11. Типовой договор Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы и рекламораспространителя на распространение социальной рекламы и рекламы, представляющей особую общественную значимость