Цивилизационные аспекты социальной рекламы. О.С. Анисимов


1. Если выйти за рамки неопределенности трактовок социальности и считать, что теоретически, в качестве «исходной клеточки» можно принять цикл процессов от возникновения конфликтов на почве «индивидуальных» интересов двух и более сторон к согласованным типам удовлетворения интересов всех вовлеченных в конфликт сторон через процессы согласования и их обслуживающих процессов идентификации как условия «внутреннего» познания иных сторон конфликта, то социальный тип бытия выступает результатом цикла, а причиной социальности бытия предстает неизбежность согласовательных процессов. Социальный тип бытия вносит момент надприродной необходимости и зависимости людей и сообществ людей.
2. С этой точки зрения социальная реклама реализует функцию организованного воздействия на досоциальное бытие или неприемлемое социальное бытие с целью коррекции участников взаимодействия, их самоорганизации, самосознавания, самоотношения в пользу усиления значимости прохождения цикла социализации и понимания, принятия перспективы согласованного бытия как условия преодоления накопившихся проблем, вызванных досоциальной направленностью отношений.
3. Вне перехода к социальным формам бытия не может возникнуть «нормально» функционирующее общество, совмещенное как с интересами всех субъективных участников, так и с путями их удовлетворения. Пути фиксации, оценки и порождения, реализации способов удовлетворения разнородных и совмещаемых интересов могут быть разделены на две группы: идущие «снизу» за счет самоорганизации населения и идущие «сверху» от выделяемых обществом органов управления целостностью общественной жизни, делегирования функции анализа и принятия решений от имени «целого», а не совокупности частей. Это и становится государственной властью.
4. С другой стороны, делегированная форма реализации функции удовлетворения потребности через выработку и реализацию решений, касающихся способов удовлетворения, ведет к отделению, автономизации управленческого отношения к динамике социальной жизни, возникновению своих, в том числе «эгоистических» и «спекулятивных» интересов власти, что порождает известные противоречия и противопоставления, конфликты, революции. Если «власть» осознанно желает реализовывать свою служебную функцию обеспечения благоориентированного бытия «общества», то основной проблемой становится не столько мотивация, сколько мышление в ходе принятия решений, переход к неслучайности разработки решений, в которых совмещаются как подчиненность интересам целостности общества, так и неизбежность привлечения общества к реализации выработанных решений. Истоки неслучайности как самоорганизации, так и любой управленческой мысли и действия лежат в критериальном обеспечении. Если критериальное обеспечение принимает высшие формы, основанные на сущностном знании о реальности, с привлечением возможностей науки, философии, искусства, механизмов мудрости и т.п., т.е., если оно становится культурно-духовным, то самоорганизация власти перестает быть случайной и этим обеспечивает неизбежную и доказуемую эффективность.
5. Когда говорится, что мировой кризис является следствием деструкций не в финансовой, финансово-экономической части «единого», а деструкций в цивилизации, то обращают внимание на то, что «тактические» причины кризиса опираются на более глубокие «стратегические» причины и действия глобальных и региональных, национальных управленцев следует существенно поправить. Но они могут быть «под пятой» не сущностных оснований в принятии решений, а состояния практических интересов или интересов спекулятивных сил планеты. Поэтому высшие критерии для них менее важны, чем прагматика и соответствующие интересы. Социальная реклама, подчиненная такой прагматической и спекулятивной ориентации, превращается лишь в службу сиюминутных и узкого круга носителей интересов, вынужденно находящей пути дезинформации и дезорганизации населения.
6. Если ведущим акцентом внимания становится динамика цивилизационного типа, которой подчинены все иные акценты, включая экономический и финансовый, то важно понимать сущность цивилизации. Выходя за рамки неопределенности трактовок цивилизации, следует считать цивилизацией совмещение трех базисных сил общества: самодвижения народа, государственного управления и высшей критериальности, фиксируемой в блоке культуры и духовности. Взаимопризнаваемость и учитывание их сущности, предназначения приводит к необходимости внесения ценности «вписанного» бытия как отдельного человека, групп, сообществ, так и государственных систем, культур и т.п., а высшая вписанность состоит в реализации универсумального самоопределения, налаживании духовного типа отношения к реальности применительно к текущей прагматике бытия.
7. Преодоление кризиса и общее оздоровление совокупного бытия планеты, включая отдельные страны, сообщества, каждого человека предполагает, в том числе, коренное изменение механизма социальной рекламы. Она должна быть вписанной в цивилизационную динамику, а сама цивилизация должна увеличивать соответствие универсумальной динамике за счет усиления роли культуры и духовности. Современные технологии социальной рекламы и их порождение, обоснование не включают критерии цивилизационного типа. Они пока остаются прагматизированными и часто спекулятивными, что ведет лишь к накоплению и частных, и целостных, цивилизационных деструкций.