ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г.
Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации представляет собой
совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные
направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Настоящая
Доктрина служит основой для:
-
формирования государственной политики в области обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации;
-
подготовки предложений по совершенствованию правового, методического,
научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации;
-
разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской
Федерации.
Настоящая
Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации
применительно к информационной сфере.
I. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение
Современный
этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы,
представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры,
субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование
информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных
отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни
общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и
других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная
безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения
информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость
будет возрастать.
Под
информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние
защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся
совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Интересы
личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав
человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в
интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического,
духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации,
обеспечивающей личную безопасность.
Интересы
общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в
этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства,
достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы
государства в информационной сфере заключаются в создании условий для
гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации
конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения
информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного
строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической,
экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и
правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного
сотрудничества.
На
основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере
формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики
государства по обеспечению информационной безопасности.
Выделяются
четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в
информационной сфере.
Первая
составляющая
национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в
себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области
получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России,
сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и
гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Для
достижения этого требуется:
-
повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах
общественного развития, консолидации российского общества, духовного
возрождения многонационального народа Российской Федерации;
-
усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального
использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического
и духовного потенциала Российской Федерации;
-
обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно
искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым
законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей
среды;
-
обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и
семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;
-
укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны
интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных
федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной
информации;
-
гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;
- не
допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной,
расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
-
обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации
о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой
ограничен федеральным законодательством.
Вторая
составляющая
национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в
себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации,
связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной
информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной
позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с
обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным
ресурсам.
Для
достижения этого требуется:
-
укреплять государственные средства массовой информации, расширять их
возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и
иностранных граждан;
-
интенсифицировать формирование открытых государственных информационных
ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.
Третья
составляющая
национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в
себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии
информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и
связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой
продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и
эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных
условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких
технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения
достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди
мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
Для
достижения этого требуется:
-
развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного
пространства Российской Федерации;
-
развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность
использования государственных информационных ресурсов;
-
развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и
систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в
международной кооперации производителей этих средств и систем;
-
обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных
исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.
Четвертая
составляющая
национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в
себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа,
обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже
развернутых, так и создаваемых на территории России.
В этих
целях необходимо:
-
повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего
безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной
деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной
техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и
экономически важными производствами;
-
интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных
средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;
-
обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;
-
расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития
и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе
развязывания противоборства в информационной сфере.
2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации
По
своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской
Федерации подразделяются на следующие виды:
-
угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области
духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и
общественному сознанию, духовному возрождению России;
-
угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской
Федерации;
-
угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств
информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего
рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также
обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных
информационных ресурсов;
-
угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как
уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Угрозами
конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной
жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и
общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:
-
принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих
конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и
информационной деятельности;
-
создание монополий на формирование, получение и распространение информации в
Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;
-
противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации
гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну
переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;
-
нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой
информации;
-
противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное,
групповое и общественное сознание;
-
неисполнение федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, организациями и гражданами требований федерального
законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;
-
неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым
архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;
-
дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных
ценностей, включая архивы;
-
нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области
массовой информации;
-
вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с
внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной,
экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных
информационных структур;
-
девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры,
основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях,
противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;
-
снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России,
что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и
использования новейших технологий, в том числе информационных;
-
манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).
Угрозами
информационному обеспечению государственной политики Российской
Федерации могут являться:
-
монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов
отечественными и зарубежными информационными структурами;
-
блокирование деятельности государственных средств массовой информации по
информированию российской и зарубежной аудитории;
-
низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики
Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия
системы формирования и реализации государственной информационной политики.
Угрозами
развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации,
телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее
продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению
накопления, сохранности и эффективного использования отечественных
информационных ресурсов могут являться:
-
противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным
технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей
в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств
информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также
создание условий для усиления технологической зависимости России в области
современных информационных технологий;
-
закупка органами государственной власти импортных средств информатизации,
телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по
своим характеристикам зарубежным образцам;
-
вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств
информатизации, телекоммуникации и связи;
-
увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной
собственности.
Угрозами
безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже
развернутых, так и создаваемых на территории России, могут являться:
-
противоправные сбор и использование информации;
-
нарушения технологии обработки информации;
-
внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции,
не предусмотренные документацией на эти изделия;
-
разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование
информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем
защиты информации;
-
уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и
систем обработки информации, телекоммуникации и связи;
-
воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем
обработки и передачи информации;
-
компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;
-
утечка информации по техническим каналам;
- внедрение
электронных устройств для перехвата информации в технические средства
обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные
помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций
независимо от формы собственности;
-
уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей
информации;
-
перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование
этой информации и навязывание ложной информации;
-
использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных
технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации
и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;
-
несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;
-
нарушение законных ограничений на распространение информации.
3. Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации
Источники
угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние
и внутренние.
К
внешним источникам
относятся:
-
деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных
и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в
информационной сфере;
-
стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом
информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего
информационных рынков;
-
обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями
и ресурсами;
-
деятельность международных террористических организаций;
-
увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их
возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских
информационных технологий;
-
деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных
средств (видов) разведки иностранных государств;
-
разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих
создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран
мира, нарушение нормального функционирования информационных и
телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение
несанкционированного доступа к ним.
К
внутренним источникам
относятся:
-
критическое состояние отечественных отраслей промышленности;
-
неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями
сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере,
получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации,
усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения
степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в
информационной сфере;
-
недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по
формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения
информационной безопасности Российской Федерации;
-
недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения
в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;
-
неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный
контроль за развитием информационного рынка России;
-
недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной
безопасности Российской Федерации;
-
недостаточная экономическая мощь государства;
-
снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное
количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной
безопасности;
-
недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества
о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании
открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;
-
отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой
сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы
услуг и быта граждан.
4. Состояние информационной безопасности Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечению
За
последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по
совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности.
Начато
формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Приняты
Закон Российской Федерации "О государственной тайне", Основы законодательства
Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах,
федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об
участии в международном информационном обмене", ряд других законов, развернута
работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов,
регламентирующих общественные отношения в информационной сфере.
Осуществлены
мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах
государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской
Федерации, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы
собственности. Развернуты работы по созданию защищенной
информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах
органов государственной власти.
Успешному
решению вопросов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
способствуют государственная система защиты информации, система защиты
государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной
тайны и системы сертификации средств защиты информации.
Вместе
с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации
показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества
и государства.
Современные
условия политического и социально-экономического развития страны вызывают
обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного
обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных
ограничений на ее распространение.
Противоречивость
и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной
сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Так, недостаточность
нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей
конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности
государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов
личности, общества и государства в информационной сфере. Несовершенное
нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации
затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных
российских информационных агентств и средств массовой информации.
Необеспеченность
прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают
негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической
обстановки в обществе.
Закрепленные
в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют
достаточного правового, организационного и технического обеспечения.
Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления данных о физических лицах
(персональных данных).
Нет
четкости при проведении государственной политики в области формирования
российского информационного пространства, развития системы массовой информации,
организации международного информационного обмена и интеграции информационного
пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия
для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации
с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного
информационного обмена.
Недостаточна
государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по
продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок.
Ухудшается
ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную
тайну.
Серьезный
урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов,
действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и
связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее
квалифицированных специалистов.
Отставание
отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем
идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за
чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой
информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей
компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.
В связи
с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы
деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением
открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных
информационных систем и международных информационных систем возросли угрозы
применения "информационного оружия" против информационной инфраструктуры
России. Работы по адекватному комплексному противодействию этим угрозам ведутся
при недостаточной координации и слабом бюджетном финансировании. Недостаточное
внимание уделяется развитию средств космической разведки и радиоэлектронной
борьбы.
Сложившееся
положение дел в области обеспечения информационной безопасности Российской
Федерации требует безотлагательного решения таких задач, как:
-
разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения
информационной безопасности Российской Федерации, а также мероприятий и
механизмов, связанных с реализацией этой политики;
-
развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой
области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и
прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также
системы противодействия этим угрозам;
-
разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации;
-
разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств
обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также
сертификации этих систем и средств;
-
совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации, включая механизмы реализации прав граждан на
получение информации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм,
касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;
-
установление ответственности должностных лиц федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за
соблюдение требований информационной безопасности;
-
координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений
и организаций независимо от формы собственности в области обеспечения
информационной безопасности Российской Федерации;
-
развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий
политического и социально-экономического развития России и реальности угроз
применения "информационного оружия";
-
разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной
информационной политики России;
-
разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании
информационной политики государственных телерадиовещательных организаций,
других государственных средств массовой информации;
-
обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших
областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее
безопасность, и в первую очередь в области создания специализированной
вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;
-
разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения
безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах
управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными
производствами;
-
развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и
системы защиты государственной тайны;
-
создание и развитие современной защищенной технологической основы управления
государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;
- расширение
взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при
решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности
информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и
систем связи;
- обеспечение
условий для активного развития российской информационной инфраструктуры,
участия России в процессах создания и использования глобальных информационных
сетей и систем;
-
создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности
и информационных технологий.
II. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5. Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
Общие
методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются
на правовые, организационно-технические и экономические.
К
правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в
информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам
обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Наиболее важными
направлениями этой деятельности являются:
-
внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации,
регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в
целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации, устранения внутренних противоречий в
федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными
соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий
между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов
Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм,
устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения
информационной безопасности Российской Федерации;
-
законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных
объединений, организаций и граждан;
-
разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации,
устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за
несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование,
искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение
недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации,
использование в преступных и корыстных целях служебной информации или
информации, содержащей коммерческую тайну;
-
уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой
информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных
инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;
-
законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и
отечественного производства космических спутников связи;
-
определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных
информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации, и
правовое регулирование деятельности этих организаций;
-
создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных
структур обеспечения информационной безопасности.
Организационно-техническими
методами обеспечения информационной безопасности Российской
Федерации являются:
-
создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской
Федерации;
-
усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая
предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление,
изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и
другие правонарушения в этой сфере;
-
разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и
методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных
телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного
обеспечения;
-
создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к
обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение,
уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов
функционирования систем и средств информатизации и связи;
-
выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для
нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем,
предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение
криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и
передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по
защите информации;
-
сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области
защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты
информации;
-
со