Проблема курения – проблема глобальная. Нет прямой реакции: сигарета – смерть. Есть риск рака лёгких, рака горла, рака других внутренних органов. Считается, что даже пассивное курение наносит вред организму, особенно не сформировавшемуся, детскому. Большинство людей знают возможную опасность от данного действия, сигареты, но это не останавливает их от ежедневного курения. Почему? Почему одни курят, а другие ведут здоровый образ жизни? Причин много. Но ещё больше курящих.
Люди не осознают опасности, пока не столкнутся с проблемой в лицо. Женщины и мужчины много нервничают, опасаются, (другие причины) - поэтому и курят, как им кажется. Вроде, как сигарета успокоит. И это вызывает каждодневное употребление табака в организм. Женщины не понимают, как, по мнению других, они могут несуразно смотреться с палочкой, называемой сигареткой. Они специально выбирают тонкие, чтобы, по их мнению, ещё красивее смотреться. Они целуют своих детей после акта курения, своих мужей. И это многие считают нормальным.
Мир – это среда противоречий. Социальная реклама должна призывать курящих к осознанию данного положения. Давать выбор. Но не запугивать смертью, хотя больше примеров все-таки построено на связке - "курение-смерть". Ниже будут приведены различные примеры Ambient media в сфере табакокурения.
Пример 1-й. «Smoking kills», гаворящая о том, что сигарета убивает. Завуалированная скамейка под гроб говорит о том, что «кури, кури – но потом ты окажешься здесь». Даётся квазивыбор: смерть или жизнь. Реклама подобного рода отпугивает, особенно нецелевую аудиторию, например, престарелых людей, детей.
Пример 2-й. Обычные предупреждающие надписи на сигаретных пачках не слишком эффективны. Но теперь они определённым образом будут красоваться на пачках, продающихся в Великобритании.
Курящим людям вряд ли будет приятно лицезреть подобную иллюстрацию. Более того, это может быть как удачным решением, так и нет. Для взрослых людей – нет, так как в большинстве случаев курение – это осознанный выбор для них. Они не бросят, вероятнее всего. Но постоянно смотреть на пачку с таким рисунком, когда достаёшь сигарету – не очень-то приятно. Но для детей и подростков – это, возможно, удачный выбор. В большинстве своём дети курят, чтобы быть взрослее, солиднее. Но с подобной картинкой на пачке сигарет этот эффект не будет действовать. Разве круто доставать сигарету из пачки с «таким мужчиной»? Наверное, не очень.
Пример 3-й. Правильное ли решение было бы: создать такую курилку, как в данной социальной рекламе вида ambient media. Решение это креативное, без сомнения. Но важен, самое главное, не креатив, а содержание. Опять цепочка наипростейшая: сигарета – смерть. Человек сделает свой выбор – уйдёт в другую курилку, где над ним не будут стоять «люди в чёрном». Ничего не изменится. А другие будут заходить в неё, не обращая внимания на потолок.
Пример 4-й. Машина, раздавленная сигаретой. Возможно, здесь была идея следующая: организм также разрушается, как эта машина, под действием никотина. В любом случае, независимо от того, что автор хотел донести, сигарета на машине выглядит аппетитно и вызывает чувство «затянуться».
Пример 5-й. В Германии по законодательству на железнодорожных станциях курение разрешено только в специальных зонах, которые обведены желтой линией – «островках курения». В социальной кампании немецкого общества (2007г.) для некурящих на вокзалах Висбадена и Франкфурта рекламное агентство Saatchi & Saatchi, Frankfurt, Germany превратило эти зоны курения в лабиринты с пепельницами в центре. «Лабиринт курения». Сделали для взрослых людей игру- лабиринт. Интересно, кто-нибудь подходит к пепельнице по маршруту?:) Идея хорошая по отношению к другим, некурящим людям. Это имеет место быть, если курение не является тотальным, иначе весь тротуар надо было бы обрисовать островками-лабиринтами.
Пример 6-й. Название - "Life in Miniature", Innovative Media, Bronze, Matchbox, Miami Ad School, Miami Beach Student. Интересная вещь, работающая на подсознательном уровне: переезжать каждый раз сигарету. А вдруг, когда-нибудь замкнёт внутри человека и он поймёт: «…как же так, каждый день я переезжаю такую сигаретку, а сам курю. Неужели я переезжаю и себя каждый день, давя?». Может быть….Главное, чтобы не забыли при установке такого макета про размеры. Сигаретка должна быть плоская, чтобы не порушить машину своей выпуклостью.
Пример 7-й. Простой указатель на городском курорте Бусана в Южной Корее. Креатива здесь нет, но крупная яркая конструкция привлечет гарантированное внимание, в отличие от мелкого текста с перечнем правил поведения на пляже. И уже трудно будет сказать, что я не видел здесь правил или не понимаю язык страны.
Пример 8-й. Известное в России финское рекламное агентство Bob Helsinki в очередной раз предложило использовать остановки общественного транспорта, создав на их базе социальные ambient инсталяции.
Первая - более резкая и конкретная - образ забитых окурками легких понятен и очевиден. Размещение инсталяции на остановке оправдано, гарантирует внимание тех, кто как правило курит, ожидая транспорт, и тех, кто вынужден находится в роли пассивных курильщиков. Подобная форма обращения может стимулировать общественную активность по борьбе с ситуацией, когда люди вынуждены на остановке дышать дымом сигарет.
Пример 9-й. Еще несколько примеров от того же агентства, финское рекламное агентство Bob Helsinki, по профилактике курения с использованием в качестве носителя рекламных щитов сити-формата. Изображения созданы из сигарет - что и формирует общее сообщение - сигарета убивает, делает желтыми зубы, притягивает смерть, душит.
Пример 10-й. Название – «Smoke is poison – tanker». Country – United Kingdom.
Пример 11-й. Не будь торчком, не сори бычком! Партизанская реклама на перекрестке (июль 2007)
GREY, Melbourne вышибает клин клином, разбрасывая окурки на дорогах
"Don't be a tosser, bin your butts - Не будь придурком, бросай окурки в урну" - гласит слоган австралийской социальной кампании. Сигаретные окурки, брошенные мимо урн, стали в Австралии большой проблемой, и акция призывает курильщиков не бросать окурки на землю. В качестве наглядного примера того, как именно невыброшенные окурки загрязняют город, служит огромная "сигарета", выложенная из собранных с близлежащих улиц окурков на линии пешеходного перехода.
Пример 12-й. Название - LUNGS , SAATCHI & SAATCHI, London
Пример 13-й. Надпись на урне: "Курение вредит зрению".
Пример 14-й....
Автор данного обзора: Дарья Акатова, редакция www.1soc.ru
Материалы раздела постоянно обновляются и дополняются новыми примерами и информацией. Заходите чаще, присылайте свои примеры и найденные вами работы в области ambient-media c указанием источника (агентство/фестиваль/город/страна, сайт)