Наркомания - биопсихосоциодуховная проблема. Причины потребления бывают разные, последствия практически одни и те же – уход из жизни, вначале общественной, потом и смерть. Задача социальной рекламы, в частности ambient media, показать эту проблему вовне, привлечь внимание, особенно тех, кто не вступил на путь наркомании или находится на начальной стадии. То есть основная задача, как нам видится, это профилактика данного явления в массах. Почему не лечение? Наркоманы практически неизлечимы, к сожалению. Организм поражается в мгновение, в 15-20 раз сильнее и болезненнее, чем от алкоголя и табака. Человек испытывает «ломку» и не имеет силы воли вылезти из этого состояния.
Сложность данной проблемы: она настолько деликатная, что её сложно донести, не применяя жёсткий контекст. Это болезнь, о которой важно говорить в нужном месте и в нужное время. А это время и место – мир, каждый день, каждую секунду.
Пример 1-й. Бразильское отделение агентства Publicis разработало социальную кампанию против употребления наркотиков в рамках инициативы университета Mackenzie. В рамках кампании, агентство произвело размещение контейнеров для мусора, на которых были наклеены стикеры с изображением людей. Таким образом, кидая мусор «в голову человека», аудитории давалось понять, чем занимаются наркоманы.
Второй флайт кампании — установка «дыр» на улицах Сан Пауло, чтобы еще подчеркнуть, чем являются наркотики — конец пути.
Пример с контейнером немного неудачен, так как лица не наркоманов, и эмоций практически никаких, когда кидаешь мусор в них. Это пример выделения медиа из среды. А вот второй пример, установка дыр, очень успешный. Это создание уникального решения. Мотив «проваливаться куда-то» всегда работает. Многие люди «проваливаются» во сне, как будто в яму, просыпаясь часто при этом. И эта имитация – как бы говорит, что наркотики – это яма, конец пути. Подумайте, прежде чем попасть в неё. Для людей эта яма на улице – не просто дыра, мимо которой они могут пройти. Они реально ощупывают её поверхность ногой, чтобы не провалиться ( а вдруг яма..). Пройдя мимо этой задумки – люди для себя решают что-то по теме наркотиков, размышляют, - на некоторое время их мысли охвачены этой проблемой. Но если наркоман увидит такую дыру, что подумает он? Может ему и станет немного неприятно, но он пойдёт и ширнётся. Ему просто больше некуда идти, его никто не ждёт, - только игла. Так что, скорее всего, это будет профилактика.
Пример 2-й. Натуралистичная кампания против наркомании прошла в институтских туалетах в Лиссабоне (Португалия), 2006г. Зайдя в туалет между лекциями, студенты могли видеть там пугающую картину - наркоманов, которые принимают дозу. Разработанная Leo Burnett кампания была приурочена к конгрессу об умственном и социальном здоровье, а также наркотической зависимости, о чем сообщалось в рекламном тексте. Девочкам, которые не являются наркоманами – это лицезреть будет не очень приятно. Мальчикам тоже. А целевая аудитория (наркоманы или потенциальные) получат импульс, напоминание, они вспомнят о кайфе от иглы и пойдут делать своё дело, может быть прямо в этом туалете.
Очень сложно донести до потенциальных «пациентов» эту тему, ведь чаще всего их критическое мышление является погасшим.
Пример 3-й: Сингапур против наркотиков.
Это решение – выделение медиа из среды. Остановки – хороший товарищ, который может рассказать тебе о проблемах людей, пока ты ждёшь транспорт. Это лучше, чем ты будешь лицезреть рекламу еды, к примеру. Особенно, если ты голоден. Будет появляться желание покушать и бешенство, если человек не имеет достаточно средств к существованию. А социальная реклама – вклинится в ход твоих сиюминутных мыслей и охватит потоком, может быть, даже идей.
Пример 4-й....
Автор данного обзора: Дарья Акатова, редакция www.1soc.ru
Материалы раздела постоянно обновляются и дополняются новыми примерами и информацией. Заходите чаще, присылайте свои примеры и найденные вами работы в области ambient-media c указанием источника (агентство/фестиваль/город/страна, сайт).