Заключение Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству по проекту ФЗ № 95177-5


23 декабря 2008 года
Комитет Государственной Думы
по экономической политике
и предпринимательству

По поручению Совета Государственной
Думы (протокол от 16.12.08 г. № 74)

Заключение по проекту федерального закона № 95177-5 «О внесении изменений в статьи 10,33 и 38 Федерального закона «О рекламе», внесенному депутатами Государственной Думы Т.В.Яковлевой, Г.П.Ивлиевым, В.Р.Мединским, С.В.Железняком (первое чтение)

Положения проектируемых частей 1-1- 1-3 статьи 10 Закона о рекламе о полномочиях органов по нормативному регулированию перечней тем и способов распространения социальной рекламы нуждаются в уточнении и согласовании, поскольку предусматриваются различные подходы в определении органов, исходя из их компетенции и нахождения в соответствующих структурах.

Так, в законопроекте говорится о том, что перечни тем и способы распространения социальной рекламы за счет средств: (часть 1-1) федерального бюджета «утверждаются Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти; (часть 1-2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации утверждаются «исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством субъекта Российской Федерации»; (часть 1-3) за счет средств бюджета муниципального образования утверждаются «представительным органом муниципального образования». Обращаем также внимание, что в тексте Закона о рекламе используется термин «орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации».

Проектируемые положения частей 2.-2 и 2-3 статьи 10 Закона о рекламе в части, касающейся наименований уполномоченных органов, нуждаются в согласовании с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленными на регламентацию порядка определения структуры, соответственно, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Положения проектируемой части 2-4 статьи 10 Закона о рекламе нуждаются в уточнении, поскольку допускают прочтение «иные государственные органы..., которые не входят в структуру органов местного самоуправления», и в этой связи, в частности, не ясно, о каких вышестоящих государственных и муниципальных органах и о каком порядке соподчинения данных органов идет речь в указанном положении.

Согласно проектируемым положениям части 2-1 статьи 10 Закона о рекламе конкурсная документация разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, являющимся заказчиком (рекламодателем социальной рекламы), и утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 1 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная документация утверждается заказчиком. Аналогичное замечание относится к положениям частей 22- 24 статьи 10 Закона о рекламе об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления.

Положения законопроекта, дополняющие часть 4 статьи 10 Закона о рекламе упоминанием в социальной рекламе о политических партиях, религиозных организациях, необходимо соотнести с определением социальной рекламы, под которой понимается информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Проектируемая часть 1-1 статьи 10 Закона о рекламе предусматривает возможность прерывания социальной рекламой теле-радиопередач «с учетом необходимости соблюдения авторских прав».Обращаем внимание, что прерывание рекламой «объектов авторских прав» может осуществляться с разрешения автора или иного обладателя исключительного права на эти объекты.

Проектируемая часть 1-4 статьи 10 Закона о рекламе, в соответствии с которой способы распространения социальной рекламы определяются в том числе исходя из приоритетов «муниципальной политики», нуждаются в согласовании с понятием «социальная реклама» (пункт 1-1 статьи 3 Закона о рекламе).

Проектируемая часть 1-3 статьи 10 Закона о рекламе в части требований к содержанию социальной рекламы, размещаемой в средствах массовой информации, нуждается в уточнении (имеется в виду специализация соответствующего средства массовой информации).

Проектируемая часть 6 статьи 10 Закона о рекламе в части установления очередности заключения договоров на распространение социальной рекламы требует согласования с положениями части 7 этой же статьи, где упомянута также социальная реклама на транспорте.

По всему тексту законопроекта следует уточнить приведенные отсылки к проектируемым положениям Закона о рекламе.

Замечания юридико-технического характера прилагаются.
Приложение: на 4 листах.

Начальник управления М.Н.Ласточкина