Краткие методические рекомендации при проведении конкурса социальной журналистики


Девять типичных вопросов при проведении конкурса
(на примере Регионального конкурса для журналистов Калужской области "Социальная журналистика. Итоги века")

1. Кто организатор конкурса?
(Кто? Когда? Зачем?)
"С 1 октября 1998 г. АСИ-Калуга при финансовой поддержке Института "Открытое общество" начинает новый проект "Укрепление взаимодействия региональных СМИ и третьего сектора Калуги и Калужской области". Его цель - формирование устойчивого механизма совместной работы средств массовой информации и общественных организаций по регулярному освещению общественной жизни и деятельности организаций третьего сектора.
Для достижения поставленной цели информационное агентство третьего сектора АСИ-Калуга объявляет областной конкурс "Социальная журналистика. Итоги века".

2. Что такое конкурс?
Определение основных положений конкурса
Время: "Конкурс проводится с 16 декабря 1998 г. по 30 апреля 1999 г."
Место: "Конкурсные работы должны быть опубликованы в региональных печатных средствах массовой информации или пройти в эти же сроки в радио- или телевизионном эфире на территории Калужской области с пометкой "На конкурс "Социальная журналистика. Итоги века".
Номинации: "В соответствии с целями проекта в конкурсе определены следующие номинации:
• "За развитие социальной журналистики в печатных СМИ"  для журналистов печатных изданий Калужской области.
- "За развитие социальной журналистики в электронных СМИ"  для корреспондентов и обозревателей электронных СМИ Калужской области.
- Для более активного привлечения к участию в конкурсе СМИ предполагается также присудить специальную премию для фотокорреспондентов газет и телеоператоров "За создание яркого положительного образа некоммерческой организации".
- Для формирования более устойчивых связей СМИ, общественных организаций и государственных органов АСИ-Калуга предлагает заинтересованным организациям учредить в рамках конкурса специальные премии для его участников. На 16 декабря 1998 г. городская дума г. Калуги учредила 6 номинаций с общим призовым фондом в 3000 рублей (постановление № 314 от 08.12.98 г.)."

3. Как стать участником конкурса?
Определение условий участия
"Для того, чтобы стать участником конкурса, необходимо опубликовать материал с 16 декабря по 30 апреля на одну или несколько тем по объявленным номинациям и сдать работы с приложением указанных ниже документов организаторам конкурса.
• От журналистов печатных СМИ должны быть представлены:
- заявка на участие в конкурсе с указанием номинации (см. Приложение);
- опубликованные материалы с пометкой "На конкурс "Социальная журналистика. Итоги века";
- сведения о СМИ (выходные данные) и авторе материала (Ф.И.О., дата рождения; опыт работы в журналистике; место работы, должность; адрес, телефон  служебный, домашний; возможные затруднения при создании и публикации материала);
- список специалистов, способных наиболее объективно, на взгляд автора материала, оценить творческие работы (не более трех человек).
• От журналистов электронных СМИ должны быть представлены
- заявка на участие в конкурсе с указанием номинации;
- звуко- или видеозаписи материалов, вышедших в эфир, с пометкой "На конкурс "Социальная журналистика. Итоги века". (Авторский материал предоставляется на аудио- или видеокассете для переноса на носитель АСИ-Калуга, магнитные носители будут возвращены авторам);
- сведения о СМИ (вид и объем вещания, охватываемый регион, основные потребители) и авторе материала (Ф.И.О., дата рождения; опыт работы в журналистике; место работы, должность; адрес, телефон  служебный, домашний; возможные трудности при создании и выпуске материала);
- список специалистов, способных наиболее объективно, на взгляд автора материала, оценить творческие работы (не более трех человек).
• От фотокорреспондентов газет и телеоператоров должны быть представлены:
- заявка на участие в конкурсе с указанием номинации;
- фотографии или видеозаписи материалов, вышедших в периодической печати или в эфир, с пометкой "На конкурс "Социальная журналистика. Итоги века". (Авторский материал предоставляется на матовой фотобумаге размером не менее 10х15 см или видеокассете для переноса на носитель АСИ-Калуга. Видеокассета будет возвращена автору);
- сведения о СМИ (выходные данные) и авторе материала (Ф.И.О., дата рождения; опыт работы; место работы, должность; адрес, телефон  служебный, домашний; возможные трудности при создании материала);
- список специалистов, способных наиболее объективно, на взгляд автора материала, оценить творческие работы (не более трех человек)."
Адрес для связи, справок и подачи конкурсных работ:
"Все материалы передаются в АСИ-Калуга:
г. Калуга, ул. Гагарина, 4, офис 409, Тел.: (08422) 4-27-82
или в Дом радио:
г. Калуга, ул. Поле Свободы, 40-а, Тел.: (08422) 4-61-75"

4. Когда будут подводиться итоги конкурса?
Время: "Итоги регионального конкурса "Социальная журналистика. Итоги века" предполагается подвести в мае 1999 г."

5. Кто будет оценивать конкурсные работы?
Определение процедуры подведения итогов конкурса
"В члены жюри будут приглашены специалисты, предложенные самими авторами творческих работ в своих заявках. Состав жюри будет сформирован из принявших приглашение рекомендованных специалистов и представителей организаторов конкурса. Главной функцией жюри является анализ конкурсных материалов в соответствии с критериями конкурса и номинациями. Жюри определяет три работы по каждой номинации для присуждения первой, второй и третьей премии "За развитие социальной журналистики..." и специальной премии "За создание яркого положительного образа некоммерческой организации".
Дополнительно будут оцениваться работы по номинациям, предложенным соорганизаторами областного конкурса "Социальная журналистика. Итоги века". При этом в состав жюри войдут представители соорганизаторов."

6. Как будут оцениваться результаты?
"Критериями оценки работ по учрежденным в рамках проекта номинациям "За развитие социальной журналистики..." станут для членов жюри прежде всего:
• Эффективность (с точки зрения формирования связей НКО и общественности, вовлечения граждан в решение социальных проблем). Учитываются реальные результаты по изменению проблемной ситуации, создание условий для решения проблемы.
• Актуальность материала (с точки зрения конструктивного развития сообщества). Учитывается наличие писем - откликов читателей и ответных обращений государственных органов, вызванных данной публикацией. (Материалы "обратной связи" передаются в АСИ-Калуга за месяц до подведения итогов.)
• Продуманность и глубина раскрытия темы. Учитывается проработка одной определенной темы, создание специальных рубрик, развитие темы.
- Аргументированность и правовая грамотность журналистов, пишущих на социально значимые темы региона. Учитывается отсутствие юридических неточностей, поводов для опровержений и судебных исков к СМИ.
- Использование сравнительной информации и аналитических материалов из других регионов по разрабатываемой журналистом теме.
- Создание тематических рубрик, специальных обзоров, посвященных развитию третьего сектора.
- Точность и выразительность языка."

7. Как будет распределяться премиальный (призовой) фонд:
"Первая премия (по двум номинациям) - $250 (всего - $500)
Вторая премия (по двум номинациям) - $150 (всего - $300)
Третья премия (по двум номинациям) - $50 (всего - $100)
Специальная премия
"За создание яркого положительного
образа некоммерческой организации" - $100"

8. Как будет организована церемония награждения:
"Обсуждение итогов, определение путей возможного развития социальной журналистики и награждение победителей конкурса предполагается провести на совместном "круглом столе" представителей СМИ, НКО, органов социальной защиты и связей с общественностью администрации Калужской области и г. Калуги.
Такой "круглый стол" позволит максимально акцентировать внимание СМИ, органов власти и общественности на необходимости и реальной возможности решения региональных социально значимых проблем, укрепить созданное благодаря функционированию АСИ-Калуга и проведенному конкурсу взаимодействие средств массовой информации и структур гражданского общества."

9. Кто оказал поддержку при организации конкурса:
"Областной конкурс "Социальная журналистика. Итоги века" проводится при активной поддержке региональных организаций и учреждений. Среди них:
Комитет по связям с общественностью при Губернаторе Калужской области;
Комитет по делам молодежи Департамента социальной политики Калужской области;
Пресс-служба губернатора Калужской области;
ОАО "Электросвязь";
Калужская областная организация Союза журналистов России;
Калужское отделение Гильдии работников пресс-служб и служб "паблик рилейшнз";
Городская управа г. Калуги;
Региональный ресурсный центр для некоммерческих организаций;
Калужская ассоциация работников социальной сферы (КАСОПРС);
а также многие уважаемые люди Калуги и Калужской области.


Приложение
Заявка
на участие в конкурсе "Социальная журналистика. Итоги века"
Я, ___________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
прошу рассматривать мои материалы, размещенные в ________________,
(название СМИ)
как конкурсные по номинации ____________________________________.
(название номинации)
Я рекомендую пригласить в состав жюри: __________________________,
(фамилия, имя, отчество, контактный телефон)
______________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество, контактный телефон)
______________________________________________________________.
(фамилия, имя, отчество, контактный телефон)
• Дата ____________________ Подпись ________________________"

(с) Владимир Вайнер

(с) Справочник Зеленого пиарщика, ИСАР, 1999

Источник: Справочник Зеленого пиарщика, ИСАР, 1999.