Краткие методические рекомендации по разработке фирменного стиля


Методические рекомендации по разработке фирменного стиля

Вступление (написано для участников первой интернет-олимпиады по рекламе и дизайну)
Определяясь с будущим образованием и профессией, мы стимулируем развитие личности, основных качеств самоопределения, воли, характера, позиций, ценностей. И неслучайно задание Первой всероссийской Интернет-олимпиады связанно с разработкой основных элементов фирменного стиля проекта.
Как писал в своей знаменитой книге Дэвид А. Аакер - «Идентичность личности служит для того, чтобы обозначить направление ее развития, отличительные цели и предназначение. Представьте, насколько важны следующие вопросы:
Каковы мои основополагающие ценности?
Каковы мои убеждения?
Как бы мне хотелось выглядеть в глазах других?
Какие свойства личности я хочу воплощать?
Какие отношения являются наиболее важными в моей жизни?»

Вы задумались? И правильно, так как именно с этих базовых вопросов Дэвид переходит к основам создания сильных брендов - «таким же образом, и марочная идентичность намечает направление развития, характеризует цели и предназначения бренда»
Мы уверены, Всероссийская Интернет-олимпиада, ее задания, Ваше участие и эти методические рекомендации позволят сформировать условия для развития, для определения своего предназначения в жизни и профессии!

Понятие фирменного стиля и элементов фирменного стиля
Фирменные стиль (corporate identity) - совокупность элементов (знаков и приемов), обеспечивающих единство восприятия компании, ее товаров и услуг.
Знаки и приемы, называемые элементами фирменного стиля специально подбираются и разрабатываются специалистами для наиболее точного построения образа компании, товара, услуги, личности в сознании потребителя, клиента, пользователя. Элементы фирменного стиля могут использоваться как самостоятельно, так и в совокупности. Специально подобранные и согласованные элементы фирменного стиля создают индивидуальность компании и ее продуктов - со всей полнотой визуальных образов, символов, метафор и ассоциаций. Таким образом, фирменный стиль позволяет выделять и отличать товары, услуги фирмы от других компаний, создавать возможность узнавания, выбора и т.д.
Список возможных элементов фирменного стиля рассмотрен в третьей части методических рекомендаций.

Основание для построения элементов фирменного стиля
Базовые понятия для построения и разработки фирменного стиля - знак и значение. Значение - предполагаемое содержание обращений к потребителю, активно доводимое до целевой аудитории. Значение - это то, что мы хотим сообщить потребителю, но знаем что передать сообщение возможно только через образы, слова, действия - т.е. знаки.
Знак необходим для воздействия на другого человека и порождения в нем образа содержания. Знак может указывать на объект, обращать на него внимание.
Один и тот же знак может быть использован многими способами, обеспечивая различный эффект. Его употребление с другими знаками и придание значимости многим вариантам сочетаний одних и тех же знаков позволяет добиваться многих эффектов одним и тем же набором.
Знаковые средства позволяют перестраивать образы реальности, создавать заместители рекламируемых объектов, переходить к различным формам идентификации компании, товара, услуги, личности.
От разработчика фирменного стиля требуется особое видение или перестройка способа видения и оценки предлагаемого содержания.
Разрабатывая фирменный стиль, мы вынуждены таким образом подбирать знаки, чтобы они были скреплены с той или иной определенной частью содержания, которое мы хотим выразить, закрепить, передать.
При разработке множества элементов фирменного стиля подбор может строится либо по принципу присоединения друг к другу по принципу дополнительности. При таком подходе фирменный стиль строится из элементов, создающих единое целое содержание.
Другой вариант - когда один элемент выступает как базовый, а другие в качестве уточняющих - в плане содержания это означает переход от менее детализированному представлению к более детализированному. Целое изображение как бы уплотняется с каждым новым элементом-уточнением. Таким образом, выбор исходного базового элемента становится определяющим ответственным решением.

Основные элементы фирменного стиля
При постановке цели составить предварительно список возможных элементов фирменного стиля можно получить подобный список:

1. Базовые элементы:
• логотип (стандартное отображение; черно-белое отображение; монохромное отображение; инвертированное отображение;
• товарный знак (эмблема)
• фирменный блок (эмблема + лого)
• фирменный шрифт (определенный шрифт из лицензионных шрифтов, дополнительные графические элементы, пиктограммы)
• цветовая гамма (согласованные цвета)
• композиционные и цветовые решения логотипа (блока)
• символ/талисман/персонаж/персона

Логотип, символ, товарный знак, фирменный блок - могут быть и единым элементов, но чаще в практике встречаются сочетания нескольких элементов.

2. Деловая документация
бланки (как правило разработчик ограничивается одним-двумя вариантами, но лучше сделать полный комплект: вертикальный для основных документов; вертикальный для основных документов для факса; вертикальный для предложений и писем; горизонтальный для предложений и писем и факса, специальный лист для факса
конверты (по форматам)
визитные карточки (корпоративные, персональные)
папка для документов;
дискета 3.5", компакт-диск CD-R

3. Рекламная продукция
слоган/слоганы (чаще разрабатывается под определенную рекламную кампаниюи аудиторию, представляет собой определенное словосочетание)
плакат, листовка
рекламные модули для СМИ
календарь
корпоративная открытка (приурочена либо к общезначимым, либо к корпоративным событиям)
рекламная открытка, флаер (почтовая открытка, как носитель рекламного содержания - может использоваться как рекламный флаер, пригласительный, так и по первичному назначению - в качестве почтовой открытки)
баннеры для размещения на веб-сайтах

4. Открытое для креатива пространство знаков, символов, образов, действий, носителей, явлений и объектов окружающей среды.
Например:
• Фирменные традиции
• Фирменные напитки, обрядовые действия, игры, анекдоты, выражения, блюда, фильмы, услуги и т.д.
• Лицо компании
• Фирменная спецодежда (бейсболка; футболка, бандана, сумки, чехлы для мобильников и т.д.
Фирменная упаковка/тара, пакеты, коробки, бумага упаковочная и т.д.
• Флаги (настольный; фирменное знамя), ежедневник, блокнот, визитница, бедж;
• Традиционные сувениры (посуда (кружка; чашка с блюдцем; тарелка; зажигалка; ручка; пепельница; брелок
• Мобильные конструкторы (баннеры, постеры, столы, стенды, и т.д.)
• Наружная реклама (перетяжка, вывеска, штендер, уличный указатель)
• Внешнее оформление торговой точки
• Оформление интерьеров офиса, торговых точек
• Оформление автотранспорта (наклейки, цвета, номерные знаки)
И все что мы встречаем в жизни может оказаться знаком - элементом фирменного стиля, если грамотно и четко закрепить значение, однозначное понимание, которое активно продвигать через все возможные коммуникативные каналы.

Спектр вариантов фирменного стиля можно изучить на сайте издательства «Индекс Дизайн» в размещенном в открытом доступе каталоге «Фирменный Стиль. 2002. №1». Посмотрите! www.indexdesign.ru, раздел «каталоги».

Если же у вас есть желание получить образец бренд-бука социального бренда или заказать разработку/тестирование своего - пишите нам.

(c) Владимир Вайнер

Источник: www.1soc.ru