В Калужской области выбирают ведущий бренд региона


30 апреля 2009 года
Конкурс проводится по нескольким номинациям, но как полагают устроители круглого стола, одна из главных - проект единого бренда, создающего устойчивое представление о неповторимости и оригинальности региона. Участники круглого стола, а это бизнесмены, представители различных общественных групп, журналисты и сотрудники подразделений по молодежной политике областного правительства, сосредоточили свое внимание на том, что в центре каждой из представленных работ - лишь какая-то одна черта региона, в отрыве от других пока не дающая целостного представления о Калужской области как о регионе, имеющем лицо неповторимое, узнаваемое сразу, и привлекающее внимание.

 

Помощник губернатора области Владислав Сахарчук, представляя работы участников, разбил их по нескольким темам:

Калужский бренд

 

Калужский бренд

 

Калужский бренд

 

Калужский бренд

 

Калужский бренд

 

Среди этих групп можно выделить два полюса, которые по определению исключают хоть какое-то целостное представление о Калуге и Калужской области. Это те, чьи работы подпадают под категорию «Прошлое» и «Будущее с «чистого листа»». Одни либо не замечают, либо не хотят замечать настоящего и будущего, для других нет прошлого, как выразился Владислав Сахарчук, «всех прошедших веков».

 Авторы работ, попавших в разные тематические группы, даже были охарактеризованы (что не должно их обижать, ибо это реальная ситуация) как известные персонажи знаменитой басни Крылова «Лебедь, рак и щука», а Владислав Сахарчук для наглядности даже вывел на интерактивный экран изображение их усилий с точки зрения классической физики, что показало, насколько далеки калужане от общего представления о родном регионе.

Брендинговые стратегии Калужского региона и промышленных предприятий

В то же время участники калужского «круглого стола» вынуждены были признать, что выбор главной темы бренда действительно большая проблема. С чем ассоциируется Калуга у россиян? Можно ли продолжать эксплуатировать образ Калуги как колыбели космонавтики (здесь жил Циолковский, здесь находится Государственный музей истории космонавтики), как это было в советское время, или надо искать другие ориентиры, поскольку значительная часть молодого поколения мало интересуется космическими успехами страны, а Калуга мало теперь связана с космонавтикой? А если не это, что определяет лицо Калуги? Промышленность? Духовные центры - монастыри? Или новая реальность - заводы мировых производителей автомобилей?

Еще один вопрос, который волновал участников: на кого будет рассчитан будущий бренд? На туристов, деловых людей, потенциальных инвесторов? От того, в чем сама заинтересована Калужская область, ее элиты, и зависит выбор образа региона.

С чем вообще ассоциируется Калуга и Калужская область у людей, - спрашивает Владислав Сахарчук и демонстрирует слайд, на котором представлен алгоритм рождения ассоциации.

В качестве примера приведена Тула, стойко ассоциирующаяся у людей с оружием (Тульский оружейный завод), творческим потенциалом туляков (Левша, подковавший английскую механическую блоху - герой бессмертного рассказа Лескова; кстати образ настолько народный, что бытует давно уже в отрыве от своего «родителя»), самоварами, пряниками и промышленностью.

Бренд=ассоциации+ожидания

Калуга, к сожалению ничем подобным похвастаться не может. Старый советский образ колыбели космонавтики потускнел, своего Левши не имеется, у москвичей она ассоциируется и вовсе со столичными топонимами - Калужской площадью, станцией метро «Калужская», да со старой Калужской дорогой (в общем далекое Замкадье, как там вообще живут люди, ума не приложим). В таких условиях создается первый постсоветский бренд региона.

И споры среди участников «круглого стола» возникли вокруг все той же проблемы: а что рекламировать, чем удивить мир? Промышленники считают, что на первом месте должен быть промышленный и инвестиционный потенциал, раз уж промышленность дает значительный процент от ВРП и бурно развивается. Другие участники, в том числе и руководитель Агентства регионального развития Сергей Муляр, один из инициаторов «круглого стола», полагают, что нельзя сбрасывать со счетов и туристический потенциал, несмотря на то, что доля туризма в ВРП области пока составляет лишь 4 процента.

Предлагался в качестве бренда образ Калужской области как территории, на которой сосредоточились центры русского Православия, исторические события, уголки среднерусской природы.

Наконец, есть Обнинск с его мощнейшим научным потенциалом. И кстати среди концептуальных проектов есть и такой: «Создание международного выставочного комплекса по ядерным устройствам, используемым в мирных целях».

Калужский бренд

 

Калужский бренд

Конкурс на создание калужского бренда - первая серьезная попытка обобщить в специфической форме комплекса образов место Калужской области среди других регионов России. И вряд ли последняя.

1soc.ru