Журнал "Бизнес и Общество": Выгодно ли в кризис быть социально ответственным?


12 января 2009 года

За последнюю «пятилетку» словосочетание корпоративная социальная ответственность вошло не только в лексикон многих политических деятелей, но, что самое ценное, в практику лучших российских компаний. К сожалению, «по полной программе» плюсы этой новой философии бизнеса ещё не так заметны главным «внешним» стейкхолдером, коими являются потребители услуг и товаров. И нынешний финансовый и экономический кризис - возможно час Х для компаний, придерживающихся принципов КСО.

Собственно говоря, и начался это кризис с очень сильного удара по доверию, порожденного погоней многих компаний за краткосрочной выгодой в ущерб устойчивому развитию. Нельзя сказать, что банки не понимали последствий, когда они давали огромные необеспеченные кредиты.... А скандальные истории с нечистоплотными компаниями до сих пор «разражаются» в разных уголках мира... И все же этот «очистительный» кризис не похож на все предыдущие и, возможно, в какой-то мере дан нам для переосмысления и выработки новой миссии и приоритетов корпоративной политики.

Кризис, как лакмусовая бумага, проявляет и проверяет истинную приверженность организации новому виду КСО-стратегий, интегрированных или нет, в процессы бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях компании, включая ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влияние деятельности компании на внешнюю среду.

Это совершенно не значит, что в условиях финансового кризиса компании не должны оптимизировать персонал и сохранять на прежнем уровне свои социальные инициативы. Но многое зависит от того, как именно это делают или будут делать работодатели: проводить сокращения и снижение зарплат с нарушением законодательства или брать ответственность за тех, кто оказался без доходов, используя различные возможности переквалификации, отпусков, нового трудоустройства, способствуя развитию малого и среднего бизнеса...

Возможно, «ответственные» меры в краткосрочной перспективе будут более затратны. Однако, с другой стороны, мы понимаем, что кризис рано или поздно закончится. И тогда, социально ответственные компании получат явные преимущества не только при наборе персонала, но и при работе с совершенно разными группами стейкхолдеров: партнерами, государством, инвесторами, и, конечно же, потребителями услуг и товаров.

Тема этого номера - социальная ответственность в условиях кризиса. Это обсуждают и наши эксперты в традиционном опросе, и журналисты других изданий, с некоторыми материалами которых Вы можете ознакомиться, и специалисты консалтинговых организаций.
Редакция будет продолжать эту тему - она будет наверняка главной в 2009 году. И, по традиции, ждет от Вас тем и вопросов, которые интересно было бы обсудить в ближайших номерах.

Посмотреть PDF-версию всех материалов номера можно здесь: http://b-soc.ru/magazine/download/