Неделя инклюзивного образования завершилась в Москве


26 марта 2013 года

Родители детей с инвалидностью дошкольного возраста в рамках круглого стола «Прием в школу детей со специальными образовательными потребностями» задали вопросы специалистам управления образования, психолого-медико-педагогической комиссии, центра психолого-медико-социального сопровождения и директорам коррекционных школ. Инициатором недели инклюзивного образования выступила РООИ «Перспектива» при поддержке Евросоюза.

20 марта состоялся вебинар для педагогов и психологов школ «Роль групповой работы в инклюзивных классах при формированиии социальных навыков взаимодействия у подростков», который провела специалист ЦПРК «Тверской» Ольга Кардашина. В нем приняли участие 100 человек из разных регионов.

Уроки для учеников школы №430 провели 20 марта участники проекта «Российские дети с инвалидностью отстаивают свои права» Кирилл Дроздков (16 лет) и Дарья Дмитриева (17 лет). Ребята рассказали о проекте, в котором они участвуют, о «Театральной перспективе» - их микро-проекте, в котором были задействованы профессиональные драматурги, актеры и режиссеры. Кирилл поведал о своем участии в детском совете при Уполномоченном по правам ребенка г. Москвы. Они поделились своим опытом обучения в инклюзивной школе и затронули тему этикета общения с людьми с инвалидностью. Николай Хлудов, координатор этого проекта считает, что «подобные уроки интересны для школьников, ведь с ними говорят их сверстники на их языке. Это общение на равных, и такая информация более доступна, чем та, которая идет от учителей. У школьников действительно меняется отношение к своим сверстникам с инвалидностью: если в начале урока они настороженно вели себя по отношению к Кириллу и Даше, то в конце активно задавали вопросы».

22 марта специалисты РООИ «Перспектива» Мария Генделева и Николай Хлудов провели семинар по пониманию инвалидности для девятиклассников школы №518, которая уже реализует принципы инклюзии. Школьники почувствовали на себе действие штампов по отношению к различным социальным группам и сделать вывод о том, насколько сильны стереотипы в обществе по отношению к людям с инвалидностью. Они посмотрели короткометражный фильм «Разговоры» (реж. М. Паркхил, Великобритания), герой которого во сне попадает в общество, где живут только люди с инвалидностью. Человека без инвалидности становится «отщепенцем», потому что он - «не такой, как все». Этот фильм перевернул сознание участников семинара, люди с инвалидностью стали для них обычными людьми, с которыми интересно общаться и дружить.

Показ фильмов-лауреатов VI Международного кинофестиваля «Кино без барьеров» состоялся Центре толерантности Еврейского музея 22 марта. В дискуссии после показа приняли участие студенты факультета коррекционной педагогики РГСУ. Они отметили, что все фильмы по-новому открывают мир людей с инвалидностью, меняют традиционное восприятие и отношение к этим людям.

Закрывалась неделя 22 марта круглым столом на важную и актуальную тему «Прием в школу детей со специальными образовательными потребностями». В нем приняли участие специалист Управления образования Центрального округа Наталья Дух, директор окружного центра психолого-медико-социального сопровождения Ольга Дониченко, специалисты окружной психолого-медико-педагогической комиссии, директор центра «Надежда» Елена Цветкова, директора коррекционных школ. На круглом столе присутствовали 30 родителей детей с инвалидностью, которые смогли задать специалистам любые вопросы, связанные с зачислением в школу. Они получили пошаговое объяснение процедуры поступления и список необходимых документов для этого. Также специалисты из центра «Надежда» перечислили статьи законов, на которые следует опираться родителям, отстаивая права ребенка на образование. Основной вопрос встречи - как в интересах ученика с инвалидностью наладить взаимодействие трех ведомств: образования, здравоохранения и социальной защиты. Марина Семенович, директор ЦПРК «Тверской», подробно пояснила, как специалистами (психологами, логопедами, специальными педагогами) выстраивается система поддержки обучения ученика с инвалидностью и специальными образовательными потребностями.

Ключевые проблемы, волнующие родителей, связаны с сопровождением обучения детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальной программой реабилитации. К сожалению, такая штатная единица, как тьютор (ассистент учителя, сопровождающий ребенка с особыми образовательными потребностями) есть далеко не в каждой школе. Если в школе нет тьютора, а родители на добровольных началах не могут выполнять его функции, то общеобразовательная школа не может принять ребенка, которому необходимо сопровождение. Также директор коррекционной школы №532 Светлана Кремнева рассказала о существование диагностических классов, которые принимают детей с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста для подготовки их к первому классу.

Кроме Москвы, неделя инклюзивного образования прошла в Бурятии, Архангельской, Воронежской, Калининградской областях, Хабаровском крае, Республике Татарстан и других регионах. Там состоялись дни открытых дверей инклюзивных школ, уличные акции под лозунгом «Дети должны учиться вместе», инклюзивные фестивали и концерты, семинары для специалистов.

Справка

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» создана в 1997 году. На сегодняшний день «Перспектива» является одной из ведущих организаций, занимающихся активизацией молодых людей с инвалидностью, отстаивающих права людей с инвалидностью в России и предлагающая услуги в области образования и трудоустройства для людей с инвалидностью и членов их семей. Наша миссия - улучшить качество жизни людей с инвалидностью и добиться полного их включения во все сферы жизни общества.