Авторам социальной рекламы в Красноярске грозит обвинение в нарушении прав ребенка


4 декабря 2010 года

Социальная реклама, снятая в рамках программы «Комплексные меры противодействия распространению алкоголизма, пьянства и наркомании» в Красноярском крае, стоила краевой администрации 420 000 рублей. Об этом сообщил ряд средств массовой информации. Между тем, агентство, выигравшее конкурс на производство этой рекламы, создало продукт, вызвавший шок у общественности.

Содержание роликов, в некоторых из которых присутствуют дети, отмечает РИА Новости, довольно шокирующее. Несмотря на заявленную позитивную цель (заставить подростков отказаться от наркотиков), они вызвали бурную негативную реакцию общественности. Например, уточняет агентство, в одном из сюжетов мальчик рассказывает , что когда вырастет, будет, как и его родители, употреблять алкоголь и наркотики.

Содержание других роликов, в которых в которых есть натуралистические сцены, демонстрирующие последствия употребления наркотиков и ненормативная или близкая к ней лексика, столь же неоднозначно, отмечают эксперты.

Мнение одного из них приводит РИА Новости. «Подростки редко понимают правильно такую рекламу. Мы работали с подростками в школах, и видно, что у них творится в головах. Единицы, 2-3% способны отделять зерна от плевел», - считает член координационного совета Коалиции некоммерческих организаций по содействию развитию социальной рекламы в России, руководитель АНО «Лаборатория социальной рекламы» Гюзелла Николайшвили.

По ее словам, скорее всего, ребенок или подросток, посмотрев такие ролики, сделает выводы, что это норма, и будет вести себя подобным образом, пишет агентство. Считая, что шоковое воздействие в социальной рекламе в определенных случаях приводит к позитивному результату, Николайшвили подчеркнула, что в случае с красноярской рекламой шок абсолютно безоснователен.

«По большому счету, она не только неэффективна, она убивает моральные этические нормы. Информационное убийство не менее ужасно, чем убийство реальное. Информационное убийство тем страшнее, что оно незаметнее и медленнее», - считает собеседница агентства.

Между тем, пишет «Газета.ру», в управлении информационной политики губернатора края в этой социальной рекламе не усмотрели ничего страшного. Издание приводит мнение специалиста управления Михаила Янчевского, считающего, что с точки зрения подростковой психологии именно такие ролики «смогут зацепить целевую аудиторию».

На появление роликов в Интернете отреагировали Федеральное антимонопольное агентство и органы правопорядка. В ФАС признаков нарушения законодательства не увидели. Об этом сообщила «Газета.ру». А по информации РИА Новости, красноярские социальные ролики подверг критике глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ Виктор Иванов. Продукцию, созданную по заказу краевой администрации компанией «Линия производства», намерена исследовать прокуратура на предмет нарушения законодательства о правах детей.

Первый сайт о социальной реламе в России www.1soc.ru