Новости:

Эксперты сочли слоганы на сигаретных пачках неубедительными

04.11.2010

Ряд экспертов, прокомментировавших слоганы на сигаретных пачках, направленные на предупреждение об опасности курения, посчитали, что они не достигают поставленной цели сократить число курильщиков в стране.


«Sostav.ru» напомнил, что более пяти месяцев назад в силу вступило положение техрегламента на табачные изделия, согласно которому мало впечатляющая и привычная надпись на сигаретной пачке "Минздрав предупреждает" сменилась на более конкретные и устрашающие. Теперь пачки с сигаретами дополнены двенадцатью надписями в черной траурной рамочке.

Курение убивает

Иллюстрация: sostav.ru 

Издание решило выяснить у экспертов, оказывают ли эти надписи влияние на курильщиков. Были опрошены копирайтер, маркетолог, производитель, врач, а также рядовой курильщик.

КУРИЛЬЩИКИ

Наталья Санина, 58 лет, курит более двадцати лет

К надписям на сигаретной пачке отношусь вообще равнодушно. Как покупала свою марку, так и покупаю. Даже, честно говоря, не вчитывалась в них. Хотя я в принципе за то, чтобы надписи присутствовали. Мне кажется, что на мою дочь или внучку, которая только подрастает, они произведут впечатление. Не хочется, чтобы они начали курить. Я о своей привычке жалею, мечтаю бросить - но мне точно не помогут страшилки-надписи на пачках.

Антон Иванченко, курит одиннадцать лет

Надписи на меня повлияли. Не скажу, что стал намного меньше курить, но курение приобрело более осмысленный характер. Кроме того, коллекционирую надписи с сигаретных пачек и приклеиваю их на стену, собрал все из имеющихся. К надписям отношусь скорее иронично, нежели серьезно, на мой взгляд, такими мерами проблему здорового образа жизни и повсеместно отказа от курения не решить.

Андрей Васильев, член советадиректоров ИД «Коммерсантъ», советник владельца ИД Алишера Усманова:

Я курю уже очень давно. Причем, только сигаретыParliament. Но после того, как «Филипп Моррис», которым принадлежит этот бренд,открыли фабрику в Санкт-Петербурге, мне пришлось отказаться от любимых сигаретроссийского производства. Сейчас закупаю Parliament преимущественно вDuty-free. Там, как известно, русскоязычных надписей на пачках нет. Вообще,считаю, что надписи на сигаретных пачках - глупость дикая. Свойствочеловеческой психики таково, что когда человеку в лицо тыкают определеннымлозунгом, он к нему привыкает. Так что благодаря этим надписям, смысл о вредекурения потеряется – глаз попросту замылится.

Тигран Кеосаян, режиссер, телеведущий, продюсер

На надписи на сигаретных пачках никак не реагирую. Даже не вчитывался в них. Вообще сейчас пытаюсь бросить эту вредную привычку, и могу сказать, что надписи никак не в этом не помогают.

МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК

Главный врач Межрайонного наркологического диспансера (Московская область) Татьяна Мануйлова

На тех, кто давно курит, надписи на сигаретных пачках вряд ли произведут впечатление. Хотя, на молодых людей, которые только потянулись к сигаретам - надписи повлиять могут, все зависит от того, насколько человек эмоционален и впечатлителен.
Гораздо эффективнее было бы повышение цен на сигареты или уменьшение количества сигарет в пачке. Из своего опыта я знаю, что многие курильщики ставят именно цену на сигареты во главу угла. Также с пачек следует убрать надпись "легкие". Потому что легких сигарет не бывает в принципе.
Думаю, что теперь можно ждать от маркетологов того, что они станут активнее делать акцент на украшении упаковок и другими средствами делать из сигарет продукт, который подчеркивает престижность курения.

Стоит отметить, что уже в конце лета "Филипп Морис Интернэшнл" запустили новый продукт Marlboro Ice Boost с капсулой Ice Ball, размещенной внутри фильтра сигареты, при нажатии на которую вкус сигарет меняется. Сразу вслед за "Филипп Морис" "БАТ Россия" начала продажи новой марки Kent Convertibles с аналогичными свойствами, - прим. Редактора Sostav.ru.

КОПИРАЙТЕР

Креативный директор Студии ЛОГВИНdesign Сергей Логвин

Курение не только вредно, но и полезно. В том смысле, что доставляет человеку удовольствие и обостряет мышление. Никотин - лёгкий наркотик (эйфориоген) и ноотропик (усилитель мозговой активности). Как и кофеин. Собственно, это и является причиной распространения табака. В наше время (в отличие от петровской эпохи) о безусловном вреде курения знают все. Но абстрактно, теоретически. Удовольствие от употребления (или абстинентный эффект от неупотребления) мгновенно и очевидно, а вред не конкретен и отнесён в будущее. Которого может и не быть. Т.е. желание, биологическая необходимость против абстрактной логики. Да ещё не обращённой непосредственно к адресату сообщения. Заведомо неэффективно. Людям свойственно отпихиваться от негативной информации и надеяться на лучшее. Например, на то, что окажешься среди столетних курильщиков-долгожителей. Такие тоже бывают.

Запоминается и считается важным (значимым) лишь то, что вызывает эмоции. Чем сильнее, тем лучше. "Истину невозможно сказать так, чтобы её поняли, - надо сказать так, чтобы поверили" (Вильям Блейк). Удовлетворяют ли приведённые надписи данному требованию? Нет. Они сухи и отстранённы. Кроме того, плохи чисто технически. Длинны. Сослагательны. "Курение может вызвать" А может и не вызвать? Да, они корректны научно и политкорректны. Но это-то и обуславливает их неэффективность. Конечно, это уже лучше, чем "Минздрав предупреждает" 8-м кеглем. Но "Табак убивает" ещё лучше. Автором этого слогана (в варианте "Курение убивает!") является писатель Олег Дивов. Такая надпись на сигаретных пачках упоминается в его социально-фантастическом романе "Выбраковка" (1999). Кстати, Дивов начинал карьеру как профессиональный копирайтер. Делайте выводы.

Надписи на пачках (даже удачные) нужно периодически менять. Чтобы компенсировать привыкание и стимулировать внимание. Но для того, чтобы они были "рекламно-психологически правильными" и "цепляющим", нужно избавиться от социальной шизофрении. И определиться, чего мы (общество) всё-таки хотим: искоренить курение или бороться с ним так, чтобы никого не обидеть и не ущемить ни чьи интересы?

МАРКЕТОЛОГ

Генеральный директор консалтинговой компании "Дымшиц и партнеры" Михаил Дымшиц

У существующих курильщиков спрос изменится минимально, практически незаметно. Из-за новых надписей в средне- и долгосрочной перспективе табачники теряют возможность манипулировать ценой, получать брендовую наценку.
В результате подобных действий, как известно, умирают дешевые табачные изделия, а разница в ценах оставшихся потихоньку уменьшается.
Все эти мероприятия - надписи, картинки - они слабо влияют на существующих курильщиков, но снижают расширение базы курильщиков за счет молодежи, теряется "имиджевая" составляющая курения. Процесс очень медленный, его необходимо поддерживать другими мероприятиями, но с точки зрения решения задачи снижения числа курящих, необходимый.
Я не курю уже 30 лет, да и курил недолго. Некоторые надписи на табачных пачках на украинском языке меня веселят ;-).

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Управляющий по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям компании "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" Мария Кулахметова

В связи со вступлением в силу 26 июня 2010 года Технического регламента на табачную продукцию, изменились тексты основного и дополнительного предупреждений: основное гласит: "Курение убивает", а дополнительное - это одно из двенадцати вариантов предупреждений, которые будут распределяться производителем на примерно равное количество пачек, выпущенное в течение года.
Все тексты предупреждений о вреде курения - такие же, как приняты сейчас в Евросоюзе. Что касается предупредительных картинок на пачках, то Минздравсоцразвития России в соответствии с ныне действующим российским "Техническим регламентом на табачную продукцию" (ст. 10) уже имеет право утвердить рисунки или пиктограммы для нанесения их на курительные изделия.

«Sostav.ru» также напоминает: Видимо, скоро надписи на сигаретных пачках станут "вчерашним днем". В 2012 году их могут заменить на устрашающие картинки последствий курения. Это должно произойти в результате вступления в силу нового технического регламента Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Сейчас рабочая группа занимается разработкой техрегламента, который подразумевает единые правила производства и продажи сигарет на территории всех стран-участников экономического сообщества.

Первый сайт о социальной рекламе в России www.1soc.ru  

 

 

 

При использовании материалов сайта 1soc.ru ссылка на сайт 1soc.ru обязательна.